Топ 10 святых мест в Абхазии — православные церкви, храмы и монастыри

 

Топ 10 святых мест в Абхазии — православные церкви, храмы и монастыри

Вы сейчас просматриваете Топ 10 святых мест в Абхазии — православные церкви, храмы и монастыри

Многие туристы приезжают в Абхазию, чтобы посетить святые места. В Абхазии расположено много древних храмов и монастырей. Каждый человек отправляется в них со своей болью и каждый надеется получить исцеление. На курортах организуют специальные экскурсионные туры, в рамках которых можно посетить несколько святынь за один день. Но это можно сделать и самостоятельно. В этой статье представлены главные святые места Абхазии, а также рассказ об их главных особенностях и истории.

Самые посещаемые святыни Абхазии

Собираетесь в путешествие? Бронируйте отели на Яндекс.Путешествиях и экономьте 10% с нашим промокодом. Просто перейдите по нашей ссылке и введите промокод YT-ADM-96970398 при первом бронировании.

Торопитесь! Промокод действует только в январе. Забронировать отель ->>>

Абхазия — небольшая, но многонациональная страна. Здесь проживают не только абхазы, но также и грузины, русские, армяне, турки и представители многих других стран. Но несмотря на такое разнообразие, в плане религии, преобладают здесь все-таки именно православные христиане. И местные жители, и туристы довольно часто посещают святые места в Абхазии. Как раз таки из-за этого в стране существует невероятное количество православных церквей, храмов и монастырей. Здесь можно посетить самые разные святыни: действующие и заброшенные, с мироточащими иконами, старинные или новые.

Большинство святых мест Абхазии представляют собой действующие в настоящее время храмы или церкви, в которых проводятся богослужения. Главным образом это — старинные постройки, сохранившиеся с давних времен.

Илорский храм в Абхазии

Илорский храм в Абхазии

Илорский храм в Абхазии — древнее сооружение с богатой историей.

Илорский храм находится в селе Илори и по-другому называется именем Святого Георгия Победоносца. Несмотря на свой неброский вид, это место является одним из наиболее значимых древних храмов Абхазии. Он богат своей историей, отчего православные местные жители уважают и почитают его.

Добраться до белокаменного храма может быть затруднительно для тех, кто плохо ориентируется в Очамчирской местности. Поэтому оптимальным решением будет заказ экскурсии с гидом, который не только поможет доехать до святыни, но также и расскажет все самое важное об истории храма. Самостоятельно же добраться можно на поезде от Сухума до Очамчира, откуда еще 5 км нужно идти пешком.

Здание храма было построено на месте одного из семи святилищ Абхазии, Елыр-ныха. Семь святилищ Абхазии почитаемы как этническими абхазами, так и христианами и мусульманами. В 1638 году сооружение было разрушено, после чего вскоре храм восстановили. Однако новая версия храма архитектурно отличалась от предыдущей.

К сожалению, это было не последнее варварское нападение на храм. В 1733 году в Илори ворвались турки, которые разорили и частично сожгли храм. В том же году абхазы чудом смогли победить османов, из-за чего те кинулись в бегство. Считалось, что эта победа была чудом, сотворенным самим Святым Георгием.

На сегодняшний день храм остается действующим и принимает всех желающих. Внутри Илорского храма до сих пор остались фрагменты древней росписи. Каждую неделю здесь проходят ритуалы по изгнанию бесов. Одни из главных икон святыни — это иконы святого Евстафия Апсильского и Иоанна Златоуста. Кроме того, в храме также находятся много мироточащих икон, отчего он — один из нескольких храмов в Абхазии с мироточащими иконами. Говорят, в храме Георгия Победоносца можно загадать желание и оно обязательно сбудется.

Патриарший собор в Пицунде

Собор Апостола Андрея Первозванного

Собор Апостола Андрея Первозванного в Пицунде.

Собор Апостола Андрея Первозванного расположился прямо в центре Пицунды. Он является чуть ли не самым значимым святым местом в Абхазии и широко известен во всем мире. Для многих христиан это место — духовный центр страны. Сам храм расположен на территории заповедника «Большой Питиунт», посещение собора входит в стоимость билета за вход сюда. Добраться до святыни можно на машине или автобусе из Пицунды.

Собор является одним из древнейших памятников культуры страны. Его создание датируется IX-X веками, причем сам он был построен на руинах еще более старинного храма, возведенного римлянами в IV столетии. Патриарший собор неоднократно подвергался угрозам быть заброшенным или разрушенным. И только во 2 половине XIX столетия его полностью восстановили.

Десятки тысяч туристов со всего мира мечтают очутиться в этом храме Абхазии по разным причинам. Кто-то хочет вживую увидеть это старинное сооружение. Кого-то привлекает мысль поклониться иконам святых Андрея Первозванного и Симона Кананита, чьи останки расположены на территории собора. А третьи просто желают провести отчитку в храме.

Зайдя внутрь здания, сразу замечаешь огромной орган. С этим органом связана интересная история: он был изготовлен аж в 1975 году, но до сих пор находится в идеальном состоянии. Важно также обратить внимание на небольшую особенность этого места: Патриарший собор Апостола Андрея Первозванного является исключительно историческим объектом, поэтому службы здесь не проводятся. Подробнее о Патриаршем соборе в Пицунде ->>>

Новоафонский монастырь

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь — главная святыня Абхазии.

Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь находится высоко в горах Афона, на высоте 75 метров над уровнем моря. Особенностью этого места считается то, что это — один из крупнейших религиозных центров Абхазии, который является знаковым не только для верующих, но и для обычных жителей страны.

История святыни уходит в далекое прошло и начинает свой путь в 1874 году, когда греческие монахи получили средства для возвышения религиозного комплекса. После ведения грандиозных строительных работ, возведение здания было приостановлено из-за русско-турецкой войны. Вся уже построенная часть собора была разграблена и разрушена в ходе битв. И монастырь уже окончательно построили лишь в 1900 году. Интересно также то, что сам Александр III с семьей посещали его. Российский император даровал монастырю куранты, теперь украшающие его колокольню.

Кроме того, монастырь также привлекает и удивляет посетителей своей внушающей архитектурой, благодаря которой он сильно выделяется на фоне других православных святых мест Абхазии. Он отличается от привычных нам русских монастырей, ведь Новоафонский храм построен в неовизантийском стиле. Комплект состоит из шести отдельных храмов, а именно:

  • Храм мученика Иерона;
  • Храм преподобных отцов афонских;
  • Храм Андрея Первозванного;
  • Пантелеймоновский Собор;
  • Храм Вознесения Господня;
  • Церковь иконы Божьей Матери.

На территории комплекса регулярно проводятся службы. Благодаря приятной атмосфере, царящей в монастыре, число людей, приходящих помолиться за себя и близких, с каждым годом растет. Большинство желают попасть сюда именно из-за духовных артефактов монастыря, помогающих в здоровье и не только. Основных 4:

  • икона Святого Пантелеймона — помогает в излечении телесных болезней;
  • икона Божьей Матери «Избавительницы» — относится к категории «святыни исполнения желаний»;
  • лик Божьей Матери «Анакопийской» — репродукция оригинальной иконы;
  • икона Божьей Матери «Пицундская» — репродукция оригинальной иконы.

Церковь Успения Святой Богородицы в Лыхны

Лыхненский собор Успения Святой Богородицы

Лыхненский собор Успения Святой Богородицы.

Лыхненский собор Успения Святой Богородицы построен в невероятно красивом месте, недалеко от села Лыхны, в восточном Гудаутском районе. Главный артефакт церкви — чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение», из-за которой сюда приезжают тысячи христиан со всего мира. Считается, что она способна исцелить заболевания и помочь найти покой. Это икона была преподнесена Абхазии в виде подарка в 1855 году императором Александром II.

Сама церковь была построена еще в средневековье, в X столетии. Сооружение отличается строгостью, но гармоничностью. Одной из причин, по которой многие приезжают в церковь — это здешние фрески. Среди изображений можно увидеть множество религиозных сцен. Например, «Жертвоприношение Авраама», «Успение Пресвятой Богородицы», «Жен-мироносиц у Гроба Господня» и так далее.

Сегодня добраться до храма не составит особого труда. Если вы собираетесь самостоятельно добираться до города, то вам придется ехать на поезде до ближайшего города Гудаута. И уже оттуда идти минут 5-7 до села.

Успенский Драндский собор

Успенский Драндский собор

Успенский Драндский собор — один из старейших христианских храмов Абхазии.

Успенский собор села Дранда — один из первых христианских соборов Абхазии. Он находится недалеко от Сухума: всего в 23 км от столицы. Поэтому доехать до села можно прямиком оттуда на рейсовом автобусе всего за 30 минут.

Собор был возведен примерно в VI столетии. Само здание представляет собой крестово-купольный храм. В 1880-1928 году здесь находился мужской монастырь. Но с приходом советской власти на месте успенского собора был организован колхоз. Также необычным фактом об этом месте, который всегда удивляет туристов, является то, что рядом стоящее с храмом здание — тюрьма. Здесь и по сей день отбывают срок преступники Абхазии, ведь это — единственное здание тюрьмы в стране.

Увы, большинство росписей и фресок не сохранилось до наших дней, остались лишь небольшие фрагменты. Зато в соборе можно увидеть две мраморных гробницы и иконы, на одной из которой изображен основатель храма — Юстиниан Великий.

Читать статью  Монастыри на Крите – ТОП-10

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

Храм Симона Кананита в Новом Афоне.

Храм апостола Кананита — один из лучших образцов абхазского зодчества, на стиль которого сильно повлияла бывшая Византия. Он располагается в верхней части Нового Афона, недалеко от водопада. Добраться сюда можно на общественном транспорте. Время поездки от Сухума до храма составляет около 30 минут.

Сооружение было возведено в IX-X веках на месте убийства самого Симона Кананита. По преданию, он пришел в страну, чтобы поведать народу о слове Божьем. Но римские язычники не признали его, из-за чего его жесткого казнили. Как и многие другие религиозные заведения, храм Симона Кананита в Новом Афоне был переделан под библиотеку с приходом власти СССР. И лишь в середине прошлого века церковь начали реставрировать.

Святой апостол Симон Кананит является покровителем семьи и брака, поэтому многие верующие едут сюда, чтобы помолиться за семейные блага. Также считается, что в храме находятся иконы, помогающие забеременеть.

Здешнее расписание может разочаровать туристов: храм открывается лишь раз в год (23 мая) в день апостола Симона Кананита. Внешне здание выглядит неприметно: само сооружение небольшого размера, сделано из белого камня. По традиции, храм отделан крестами и куполами. Внутри святыня была полна необычными фресками, которые, к сожалению, не сохранились.

Храм Святого Василиска в Команы

Команский храм Святого Василиска

Команский храм Святого Василиска — очень значимая святыня Абхазии.

Команский храм Святого Василиска — пожалуй, один из самых известных святынь Абхазии. Эта часовня была возведена 18 лет назад на средства от частных пожертвований. Само сооружение можно найти на горе Гумбиху недалеко от села Команы. Добираться до храма достаточно затруднительно: желающим приходится пробираться через крутую горную тропу, спускаясь к реке.

По легенде, Святого Василиска заперли темнице и жестоко избили за того, что тот был христианином. По дороге в ссылку стражники бросили узника возле дерева в жару, отказав мученику даже в глотке воды. Василиск начал молиться, после чего Бог услышал его. Земля задрожала, сухое дерево ожило и из него полилась струя чистой воды. Придя в ярость, римские стражники казнили Василиска. После этого, в 308 году, на этом месте был построен храм, который, увы, не сохранился до наших дней.

Теперь же и верующие, и обычные туристы могут попасть в этой небольшой, но значимый храм. Главных святынь тут две: могила Святого Василиска, а также сам источник Святого Василиска.

Моквский храм в Абхазии

Моквский храм Успени Пресвятой Богородицы

Моквский храм Успени Пресвятой Богородицы.

Моквский храм расположен в абхазском селе Моква. Официальное название храма — Моквский храм Успени Пресвятой Богородицы. Это единственный пятинефно-купольный действующий православный храм в Абхазии. Храм находится практически на горе, у слияния рек Дуаб и Моква. Добраться до святыни можно несколькими способами:

  • Самостоятельно на автомобиле (по Абжуйскому шоссе)
  • На такси
  • На специальном экскурсионном автобусе

Моквсий храм имеет достаточно тяжелую судьбу. Сооружение было возведено в 960-970 годах абхазским царем Леоном III. Но после многочисленных нападений храм опустел. Лишь в 50-х годах XIX века храм был отреставрирован и возрожден.

Несмотря на то, что Моквский храм является действующим, он постепенно разрушается и требует реконструкции. Богослужения здесь проводятся примерно 1-2 раза в неделю. В храме также похоронен царь Абхазии Михаил Шеваршидзе. Внутри сооружение отделано различными орнаментами, карнизами и росписями.

Церковь Святого Ипатия Гагрского

Храм Святого Ипатия

Храм Святого Ипатия в Гагре.

Храм Святого Ипатия, или же Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы, является одной из главных и культовых церквей в Абхазии. Добраться до сооружения можно на любом общественном транспорте, проехав до остановки «Абаата», либо же самостоятельно на автомобиле. Сама церковь находится в известной крепости Абаата в районе Старой Гагры.

Храм Святого Ипатия Гагрского — древнейшее абхазское оборонительное сооружение, построенное в VI-VIII веках. Несмотря на свой возраст, базилика почти полностью сохранилась до наших дней. Изначально храм именовался церковью Покрова Пресвятой Богородицы, однако позже был переименован в силу того, что на ее территории были захоронены мощи святого Ипатия. Несколько раз храм был заброшен, и только к 2007 году полностью восстановил религиозную деятельность.

Внутри церкви всего три комнаты. Ее внутреннее убранство украшено иконостасом и расписными вратами. В стенах храма уже много лет ходит сказание о том, что в скрытом подвале церкви спрятаны неисчислимые сокровища. Однако во время реконструкции 2007 года никаких драгоценностей не обнаружили.

Храм Илии пророка в Адгузере

Храм Илии пророка в Адгузере

Храм Илии пророка в Адгузере.

Храм Илии расположился прямо у поселка Адгузера. Необычная архитектура сооружения сразу привлекает взор и завораживает. До поселка обычным туристам можно добраться несколькими способами:

  • на такси от Сухума;
  • рейсовым автобусом от Сухумского вокзала до остановки «Храм».

Этот древний храм Абхазии известен своей историей создания. Церковь была построена в 1908 году костромским помещиком Николаем Смецким. Изначально она работала в обычном режиме и принимала гостей. Однако в советское время все поменялась: теперь здесь располагалась обычная библиотека и складное помещение. Дела изменилось лишь после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, из-за чего храм Илии пророка начали возрождать.

Работы по реконструкцию проходят в храме и до сих пор. Но теперь он и его важнейшие древние реликвии восстановлены. Недавно к святыне были пристроены крестильная и трапезная, которыми посетители также могут воспользоваться. Внутри храма находятся иконы, написанные местными иконописцами. Кроме того, важно отметить то, что богослужения в храме проходят на древнеславянском и абхазском языках, к чему носители других языков должны быть готовы. Многие туристы стремятся посетить храм именно из-за особой атмосферы места и прекрасных окрестностей его территории.

Экскурсии по святым местам Абхазии

В Абхазии многие храмы и монастыри можно посетить на экскурсии. Туристы могут совместить посещение нескольких мест в рамках одной поездки с гидом. Так впечатлений будет гораздо больше. Можно увидеть самые интересные места Абхазии своими глазами не только на экскурсии из Гагры, но и из других городов Абхазии, а также из Сочи и Адлера. Туристы могут выбрать индивидуальные или групповые экскурсии.

Приобрести экскурсии можно через интернет. Самые популярные и надежные сайты с большим выбором экскурсий:

Либо можно выбрать экскурсии в виджете ниже из самых топовых у туристов.

Святые места в Абхазии на карте

На карте ниже можно посмотреть расположение храмов и монастырей в Абхазии. Это поможет сориентироваться, планируя путешествие к ним.

Религиозное наследие абхазов крайне обширно, отчего действующих святых мест в Абхазии великое множество. Тысячи христиан приезжают в местные православные церкви, храмы и монастыри, не только чтобы исповедоваться, но также дабы просто насладиться невероятной православной архитектурой Абхазии. Кроме того, абхазские святыни уникальны: здесь вы можете увидеть уникальные фрески, росписи, редкие мироточащие иконы и многое другое. Поэтому поездка в такие места точно подарит невероятные эмоции не только верующим, но также и обычным туристам.

Категория:Абхазия

Абха́зия (абх. Аҧсны [Апсны́], груз. აფხაზეთი [Апхазети]) — спорная территория и частично признанное государство в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Столица — город Сухум.

Содержание

Крупнейшие города [ править ]

Православие в Абхазии [ править ]

Православие в Абхазии — история и современное положение православия в Абхазии.

По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года, когда он был присоединён к Грузинскому экзархату Русской православной церкви. После одностороннего отделения Грузинской православной церкви от Русской в 1917 году в Абхазии существовали как приходы Грузинского Патриархата, так и Московского. С урегулированием канонического положения Грузинской церкви в 1943 году все православные приходы в Абхазии вошли в состав Сухумской и Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви. В настоящее время Абхазия является частью канонической территории Грузинской православной церкви, в составе которой де-юре действует Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия, однако, ввиду политической ситуации, Грузинская православная церковь не имеет возможности управлять церковной жизнью на территории Абхазии. Большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской православной церкви, не признанная ни одной Поместной Церковью. В 2011 году трое ушедших из Абхазской православной церкви клириков, поддержанные рядом мирян, образовали неканоническую «Священную Митрополию Абхазии».

История [ править ]

История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.

В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них — Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один — в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря).

В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта — Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.

Читать статью  Самые древние святыни Крыма: действующие православные храмы

В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис. Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну Абазсгскую архиепископию.

В VI—VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира).

Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI—VII веков, дошедшими до нашего времени являются — Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века). История сохранила нам имена только двух епископов того периода — Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.).

На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.

Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь — в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду.

В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.

После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV — нач. XV), Иоаким (1470—1474), Стефан (1490—1516), Малахия I (Абашидзе) (1519—1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533—1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543—1578).

Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578—1605), Малахия II (Гуриели) (1605—1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629—1639), Максим I (Мачутадзе) (1639—1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657—1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659—1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666—1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669—1673), Давид (Немсадзе) (1673—1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696—1742), Герман (Цулукидзе) (1742—1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751—1769), Иосиф (Багратиони) (1769—1776).

Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии.

XIX век — нач. XX века

В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской». Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.

Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851—1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857—1859), Александр (Окропиридзе) (1862—1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876—1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви.

В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской». В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы.

Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886—1889), Александр (Хованский) (1889—1891), Агафодор (Преображенский) (1891—1893), Петр (Другов) (1893—1895), Арсений (Изотов) (1895—1905), Серафим (Чичагов) (1905—1906), — Кирион (Садзагелов) (1906—1907), Димитрий (Сперовский) (1907—1911), Андрей (Ухтомский) (1911—1913), Сергий (Петров) (1913—1919).

Советский период

К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.

После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление».

8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым).

Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном.

Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая).

В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924—1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские.

К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви.

В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен.

После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952—1956), Леонид (Жвания) (1957—1964), Роман (Петриашвили) (1964—1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967—1977), Николай (Махарадзе) (1977—1983), Давид (Чкадуа) (1983—1992), Даниил (Датуашвили) (1992—1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года).

Современность [ править ]

В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.

После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника: священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служащий священник Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), служащий священник Сухумского кафедрального собора. В отсутствие непосредственного иерархического руководства упомянутые священники в конце 1993 года избрали из своей среды священника Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью. В 1998 году духовенством Абхазии был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в 1998 году был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии — священник Виссарион Аплиаа. В 2004 году проведший ряд неофициальных встреч и переговоров с представителями Грузинской церкви, в том числе и с католикосом Илией II.

Читать статью  12 мест православной Греции

В послевоенный период на территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей: в 1994 году открыт Новоафонский монастырь, в 2001 году Команский монастырь. С 2002 года действует Новоафонское духовное училище. Возобновлено богослужение на абхазском языке.

Отношения между грузинами и абхазами ещё сильнее обострились после военного нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года.

В связи с обретением Абхазией государственной независимости, 15 сентября 2009 года на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году, приняты следующие решения:

  • Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
  • Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви.
  • Внести соответствующие изменения в Устав Епархии.
  • Подготовить соответствующие обращения ко всем православным Поместным Церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви — с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской Православной Церкви, прекратившей свое существование в 1795 году.
  • 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату Православной Церкви в Абхазии.

Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано предстоятелю Грузинской Православной Церкви Илии II, второе — патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).

Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.

Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.

Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».

Святыни [ править ]

Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь (не подчиняется юрисдикции ни одной из Поместных Православных Церквей):

Храмы Абхазии — 10 главных святынь

Маленькая страна на юго-востоке черноморского побережья на языке коренной народности – абхазов называется Апсны. Переводится это слово как «страна души». Трудно поспорить с таким названием. Подтверждением этому являются многочисленные храмы Абхазии. Пребывание на фоне изумительной красоты природы, отдых на галечных пляжах – праздник для души.

Невозможно не залюбоваться живописными горами, занимающими 70% территории. На весь мир известны знаменитое озеро Рица, Новоафонская пещера, гора Домбай-Углея и др. Недаром бытует легенда о происхождении страны: бог отдал абхазам место, которое оставлял для себя. Непременные объекты посещения туристами – древние храмы Абхазии.

Пицундский храм

Пицундский храм, Абхазия

Расположенный на территории заповедника «Великий Питиунт» в центре Пицунды собор Андрея Первозванного – ярчайший памятник христианства. Его возвели в 4 веке н. э. в честь святого апостола, проповедовавшего веру Христа в 1 столетии н. э. Он считается основателем Абхазской церкви наряду с Симоном Кананитом. Их мощи покоятся в соборной усыпальнице.

Современный вид Патриарший собор (другое его название) получил в 10 в. Великолепное сооружение поражает своей могучей архитектурой, напоминающей крепость. Толстые стены, сложенные из дикого камня и кирпича, впечатляют мощью. Внизу здания находится усыпальница, расписанная изумительными фресками.

В 1975 г. собор переоборудовали в концертный зал. Иконы, мозаику, кресты вывезли в музей Тбилиси. В помещении установили раритетный орган немецкого производства, с уникальным звучанием. Толпы людей приходят сюда, чтобы осмотреть собор, руины других древних строений и послушать органную музыку. Внутри святилища сохранились средневековые росписи, купол украшен фреской с ликом Христа.

Посетители поднимаются вверх, располагаясь на небольших балкончиках, с которых хорошо видна сцена с органом. Звучание настолько сильное, что от вибраций осыпается краска с фресок. Сейчас решается вопрос о переносе инструмента в другое место, чтобы сохранить ценные росписи.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Абхазия

Признанный шедевр архитектуры, воплотивший в себе христианскую религию. Единственный в стране сохранил свой аутентичный вид. Уникальное сооружение 10 века находится в пос. Лыхны, на поляне Лыхнашты. Прошедшее тысячелетие практически не отразилось на церкви, но во избежание повреждений религиозный памятник сейчас защитили от дождя навесом.

Он ценен как образец северокавказской церкви, которые строили абхазские архитекторы по указу епископов. В эпоху насаждения в стране язычества оставался православным, находясь под защитой князей Шервашидзе. Один из сыновей князя похоронен в церкви. После 10 лет забвения (1820-30 гг.), когда российская армия вошла в село, церковь опять стала функционировать.

Интересна архитектура церковного строения. По виду это крестово-купольный собор, но в отличие от других сооружений подобного типа, у него маленький диаметр купола, узкие нефт и трансепт. Так же необычны 2 пристройки, с запада и с юга, некий синтез притвора и портика. Сегодня этот объект активно посещается туристами и жителями республики.

Нельзя не изумляться тысячелетними стенами, выстоявшими 1000 лет. Они выложены из обтёсанного известняка и кирпича. Богатая роспись (14 в) покрывающая внутренние стены, поражает воображение. Выразителен облик Богоматери с младенцем на руках в окружении 2-х ангелов (в центре аспиды). Талантливо изображены ангелы и святители, Иисус Христос, Авраам, Иоанн Предтеча и т. д.

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь, Абхазия

Всемирно известная достопримечательность, религиозный комплекс и объект паломничества – мужской монастырь расположился на горе Афон. Он создан греческими иноками в 1875 г. и назван в честь апостола Симона Кананита. Его как проповедника христианства убили в 1 в. н. э. римские легионеры. Место, где обитал Симон в маленькой пещере, почитается святым.

Полностью строительство монастыря завершилось в начале 20 века. За эти годы был создан целый комплекс религиозных построек с обустроенной территорией. Появились вымощенные мостовые, пристань, парковые аллеи, оформлены подходы и подъезды к объекту.

Всего здесь выстроено 6 храмов, среди которых главенствует Пантелеймоновский собор. Это истинная архитектурная жемчужина среди других святилищ. Возведённый в 1900 г. в честь святого Пантелеймона он выполнен в неовизантийском стиле. Гордо высятся его 5 куполов, самый высокий из них (40 м) центральный.

К собору ведёт Тропа грешников, пройдя которую, освобождаешься от грехов. Внутреннее оформление необыкновенно красиво: фрески, иконы – настоящие произведения искусства. По периметру 4-угольника расположены другие 5 храмов: Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иеронима, преподобных отцов Афонских и Божьей Матери Избавительницы.

Благовещенский собор

Благовещенский собор, Сухум

Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря. Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.

Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.

Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.

Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.

Абаата

Абаата, Гагра

Популярный туристический объект расположен в Гагре, на территории приморского парка. Это древняя крепость Абаата (4-5 в), построенная абхазами как оборонительное сооружение. Неоднократно оно подвергалось значительным разрушениям и вновь восстанавливалось. Два века (14-15 в) крепостью владели генуэзцы, основавшие факторию Какара (Гагра).

В настоящее время памятник средневековья продолжает ветшать. Стена, обращённая к морю, практически полностью разрушена штормами. Территория сегодня используется бизнесменами для привлечения туристов. Здесь выстроены отель, магазины, ресторан.

Центром внимания туристов и местных жителей является хорошо сохранившаяся христианская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Абаата). Она входит в число древнейших памятников страны и находится под патронажем неканонического православия. Здесь проходят все богослужения и обряды.

Внешне строение выглядит скромно и просто, его архитектура лишена всяких излишеств. На сложенном из известняковых плит западном фасаде вырезан Болнисский крест – символ грузинского стиля 5 века. Внутри нет богатых росписей и украшений, но это не умаляет достоинства аутентичного памятника.

Источник https://turvopros.com/svyatye-mesta-abhazii/

Источник https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%90%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F

Источник https://guruturizma.ru/xramy-abxazii-10-glavnyx-svyatyn/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: