Что посмотреть в Черногории самостоятельно на машине – советы
Меня зовут Екатерина. Мне 25 лет. Я живу в Ульяновске. В августе 2019 г. мы с мужем ездили в самостоятельное путешествие в Черногорию. Я расскажу, что посмотреть в Черногории самостоятельно на машине, какие города стоит посетить, а на какие лучше не тратить время, как сэкономить на жилье и питании, где покупать сувениры и пробовать самые вкусные деликатесы.
Я расскажу о расслабляющем путешествии по Скадарскому озеру и захватывающем покорении одной из самых высоких гор Черногории.
Выбор пал на Черногорию, потому что это недорогая страна, сюда не нужно оформлять визу, и, к тому же, мне давно хотелось увидеть всю прелесть этой волшебной страны.
Мое мысленное путешествие в Черногорию началось еще зимой, когда я искала авиабилеты, изучала отели и достопримечательности.
В своем воображении я рисовала фантастические горы, густые заросли лесов и голубые заливы Адриатики. Но оказалось, что мои фантазии не охватывали даже сотой доли всей красоты, которая предстала перед нами в поездке.
Дорога до Черногории
Билеты я бронировала заранее на сайте авиакомпании.
На нас двоих с мужем они стоили около 32 000 руб туда-обратно с 1 местом багажа. Плюс затраты на поезд из Ульяновска до Москвы — туда и обратно 8 000 руб на двоих.
Я считаю, это совсем недорого.
Билеты я покупала сразу, как только открылась продажа. Чем раньше покупаешь билеты, тем они дешевле. Подробнее про это написано вот здесь.
Из Ульяновска до Москвы — 15 часов на поезде. От Казанского вокзала в Москве мы доехали на метро до станции Киевская. Отсюда отправляются маршрутки до аэропорта Внуково (без остановок). Проезд — 150 руб.
Лететь до Черногории не долго – всего 3 часа, и ты уже паришь над Адриатическим морем, приземляешься в аэропорту Тивата.
Проживание и регистрация
Бигово. Вид с балкона наших апартаментов / фото автора
Остановились мы в рыбацкой деревушке – Бигово, близ Тивата, где как раз находится аэропорт. Тут мы забронировали апартаменты.
Бигово — чудесное, тихое место, где нет толпы туристов и особых достопримечательностей. Зато есть невероятный вид с балкона на залив Адриатического моря и окружающие его могучие зеленые склоны.
В апартаментах у нас была ванна, кухня, открытый балкон с шезлонгами и столиком, просторный зал с диваном, вся необходимая посуда и бытовая техника.
Апартаменты бронировали заранее через онлайн-приложение, без предварительных взносов, Стоили они 20 000 тыс руб за весь период проживания, плюс туристический сбор €1 в день с человека.
Про туристический сбор и регистрацию
Сбор оплачивается по прибытию в местном центре регистрации туристов или полицейском участке.
Зарегистрироваться в стране нужно в первые 24 часа пребывания, иначе проблемы с обратным вылетом и штраф в размере 8 000 руб с человека обеспечены.
Регистрация туристов не входит в обязанности управляющих.
Я слышала, что многие туристы имели проблемы именно из-за того, что не зарегистрировались, а управляющий лишь разводил руками.
Конкретно нашему управляющему именно мы напомнили о регистрации, и он просто указал на здание, где регистрируют туристов. Сам нас не сопровождал.
Очень советую самим позаботиться о регистрации.
Мы были в Черногории 7 дней. Сбор получился €14 (курс евро на тот момент был 72 руб, на наши деньги получилось 1008 руб).
Добраться до Бигово на общественном транспорте или пешком невозможно. Прогулку по серпантину по жаре выдержит не каждый. Поэтому нас встречал управляющий отеля на машине.
Если вы не собираетесь брать в аренду машину, стоит выбрать для отдыха другой город. Например, Будву, Тиват или Котор, где есть транспортное сообщение.
Я сразу была очарована видами нашей небольшой деревушки.
В 6 утра я уже сидела на просторной веранде с чашечкой кофе в руках и с замиранием сердца наблюдала, как просыпается эта тихая гавань.
С гор медленно спускается солнце, начиная серебрить переливами спокойное море. Рыбаки закидывают удочки и тихо сидят в тени небольших домишек. Проворные чайки начинают кружить, опускаясь ниже к пришвартованным кораблям и лодкам. В воздухе пахнет прохладой, но уже ощущается душная влажность, смешанная с ароматом гранатовых деревьев и сладких цветов.
За поиском вдохновения и тишины очень советую ехать именно в эту милую деревушку. Пляжи там есть, но бетонные и галечные. Есть аренда лежаков и зонтиков, но как мне показалось, море было довольно прохладное даже при 38-градусной жаре.
В Бигово есть 2 ресторанчика, где готовят самую вкусную рыбу на свете, только что выловленную рыбаками прямо из моря. А еще есть небольшой магазинчик, где можно купить самое необходимое. Мы там покупали местное вино и домашний сыр.
Питание в Черногории
Королевские креветки под белое вино — очень вкусно / фото автора
Наши апартаменты были оборудованы собственной кухней, поэтому завтраки мы обычно готовили сами.
Покупали свежий хлеб и домашний сыр в магазинчике в нашей деревушке и варили кофе. Обедали и ужинали в местном ресторане Pod Volat. Заказывали запеченную рыбу, мясо, овощи и местное вино — «Вранац» и «Крстач». Обед на двоих стоил примерно €48.
Путешествуя по черногорским городам, мы часто заглядывали в местные ресторанчики.
В Черногории очень вкусная итальянская кухня.
Очень советую отправиться в Будву в пиццерию Bridge caffe — там подают восхитительную пиццу на тонком тесте и вкуснейшие мясные стейки. Цена пиццы — от €8 до €20.
За продуктами мы ездили в супермаркеты Voli и Idea.
Цены там ниже, чем в маленьких магазинчиках, большой выбор продуктов и вина. В первом супермаркете чуть дешевле и выбор чуть больше. Из-за этого большие очереди на кассах и теснота в магазине.
Стоимость продуктов в местных супермаркетах не выше, чем в России, а на некоторые продукты даже ниже. Например, местный сыр стоил всего €5.
В магазинах продают очень качественное оливковое масло из Греции — оно дешевле, чем в самой Греции. Всего €6 за литр.
Ну и, конечно рыба. Вот, что точно стоит попробовать в Черногории.
В ресторанах она дорогая. Но если в апартаментах есть кухня, то смело отправляйтесь в самый демократичный рыбный магазин с огромным выбором — Montefish. Дорада, сибас и форель обойдутся вам в €6-8 за кг. А рыба, приготовленная в ресторане, может стоить под €50.
Любителям морепродуктов стоит обратить внимание на королевские креветки. Они там всегда свежие, и расхватывают их со скоростью света. Стоимость — €16 за кг.
Аренда машины в Черногории
Наш Reno на горном серпантине / фото автора
В Черногории пунктов проката автомобилей очень много.
Мы решили взять машину в аренду, потому что хотели многое посмотреть в Черногории самостоятельно, на машине это было бы проще.
Для аренды машины мы обратились в пункт регистрации туристов. Девушка-регистратор связалась с прокатной фирмой, с которой мы заключили договор.
Стоимость аренды нашего Reno была €27 в сутки. Мы бронировали его на 5 суток. Все вместе вышло €135. Страховка была включена в стоимость.
Авто подают с полным баком бензина. Вернуть его нужно также с полным баком.
Большинство автомобилей в Черногории на дизельном топливе.
Рекомендую обязательно спросить у прокатчиков о топливе, которое надо заливать в машину, чтобы не было проблем на заправке.
Что посмотреть в Черногории
Котор
Вот что нам удалось посмотреть в Черногории самостоятельно на машине:
На второй день нашего путешествия по Черногории мы решили отправиться в Котор и увидеть его знаменитый Старый город.
Парковка возле Котора платная — €1.
Встать где-то бесплатно совсем нереально. Свободных мест нет, да и местные ругаются, если паркуешь авто возле домов.
Вход в Старый город Котора бесплатный.
Рядом стоит палатка, где можно купить путеводитель по Старому городу на любом языке. Это очень удобно, если вы не пользуетесь услугами гида. Все значимые места Котора отмечены там.
В Которе царит атмосфера Средневековья — узкие улицы, витражи в магазинчиках, лавки торговцев, таверны с дубовыми столами. За каждым поворотом скрывается что-то интересное.
Вход в Старый город венчает огромная ратуша. Это храм Святого Трифона, особо почитаемого в Черногории. Вход стоит €8.
Но самая главная достопримечательность Котора — длинная крепостная стена, идущая вдоль холма. По длине она уступает только Великой Китайской стене. На некоторые обзорные площадки можно легко взобраться и наблюдать с высоты виды Которской бухты.
Будва
Знаменитая Русалочка на будванском побережье
Будва понравилась меньше всего.
В этом городе вечные пробки и очень узкие улицы, которые забиты людьми. На главном пляже тесно и грязно. Как таковых достопримечательностей в Будве нет, кроме Старого города. Но он не такой колоритный, как старый город Котора.
В Будве самые высокие цены на все — жилье, сувениры, еду и развлечения.
Город считается самым популярным в Черногории, обгоняя даже столицу — Подгорицу. Но для нас он был сплошным разочарованием. Каменные джунгли и толпы туристов — это последнее, что хотелось бы включить в свой отдых в жаркой стране.
Что еще можно посмотреть в Черногории на машине самостоятельно:
Подгорица
Храм в Подгорице / фото автора
Столица Черногории — Подгорица.
Столица Черногории находится от Тивата в 3 часах езды на машине через Будву, думаю, что её можно посмотреть самостоятельно. Подгорица непопулярна у туристов. Там нет моря, пляжей и множества ресторанов. Зато есть крупные торговые центры, которых нет ни в одном городе Черногории.
Mall of Montenegro — самый интересный из них.
В нем много бутиков с одеждой, магазинов с недорогими детскими игрушками, пиццерия с вкусной пиццей и умопомрачительными десертами.
А еще в этом торговом центре есть секретный проход на обычный рынок. Одежда там в 2 раза дешевле, есть огромный выбор бытовой мелочевки, сувениров и качественных шейных платков, поэтому если вы хотите значительно сэкономить на сувенирах — смело отправляйтесь туда.
Платки хороши в качестве подарка маме, бабушке и подружкам.
Они там качественнее, чем в России: тонкие и легкие, но при этом не синтетические и не скользкие. Да и выбор расцветок огромный.
Достопримечательность, которую мы заметили только ночью — это огромный храм на площади. Он был уже закрыт, но внешнее убранство его нам очень понравилось.
Обойдя храм вокруг, мы увидели памятник Николе Тесла — знаменитому сербскому ученому. Местный охранник объяснил, что памятник установлен, как символ мудрости и великой мысли, а еще потому, что Тесла был из рода священнослужителей.
Путешествие на Скадарское озеро
Кувшинки на фоне голубой лазури Скадарского озера / фото автора
Экскурсия на Скадарское озеро — единственная, которую мы приобрели в местном агентстве в Будве. Стоила она €24 с человека.
В нее входила обзорная автобусная экскурсия по близлежащим городам — Бечичи, Петровац, Рафаиловичи и Свети Стефан, а также морская прогулка по озеру на катере.
Скадарское озеро знаменито своей флорой и фауной. Там обитают редкие виды птиц — утки, цапли, аисты, кудрявые пеликаны, а зимой на озеро прилетают стаи розовых фламинго.
Если вы хотите увидеть и сфотографировать птиц, то на экскурсию отправляться лучше весной и осенью. В летний период птицы прячутся от жары в углублениях скал и густых зарослях леса.
На экскурсии мы наслаждались неспешной прогулкой по озеру, усеянному кувшинками, и любовались нетронутой природой заповедника. Гид говорила мало, но слова там явно были бы лишними, смотреть на это нужно в тишине.
На катере предлагали закуски — местный сыр, пончики, мед и домашнее вино, поэтому возможность перекусить тоже была.
Во время экскурсии была одна остановка на живописном острове для купания в Скадарском озере. Температура в нем на 4-5 градусов выше, чем в море, но дно сплошь покрыто илом и водорослями, поэтому купаться не очень приятно.
На острове есть ресторан и небольшая церквушка, а также обзорные площадки, с видом на озеро и окрестности. После купания и обеда катер вернулся к автобусу, который отвез нас в пункт отправления — Будву.
Экскурсия на Скадарское озеро — расслабляющая и неспешная. Она отлично подойдет для пар с детьми и пожилых людей.
Самые яркие впечатления в Черногории
Спуск на пляж с наших апартаментов / фото автора
То, ради чего однозначно стоит ехать в Черногорию — это путешествие по горным серпантинам.
Поэтому мы заправили нашу машину и отправились покорять 25 крутых витков серпантина, ведущих в национальный парк Ловчен.
К такой поездке нужно готовиться заранее, но это то что стоит посмотреть, если вы в Черногории на машине.
Дорога очень узкая, а высота сумасшедшая, поэтому убедитесь, что ваших водительских навыков будет достаточно. Если вас укачивает в пути, советую принять специальные таблетки — от крутых и частых поворотов может закружиться голова. С горы спускайтесь на передаче, а не на нейтралке и притормаживайте только перед поворотами.
Это были самые яркие эмоции за всю поездку. Адреналин сменялся чувством дикого восторга от лицезрения неземной красоты с многокилометровой высоты. Дорога была настолько узкой, что разъезд одновременно двух машин был невозможен, а сразу за окном машины был виден крутой и высокий обрыв.
С каждым витком серпантина открывался волшебный вид на залив Бока-Которской бухты. Он казался каким-то нереальным, как будто все краски природы были выплеснуты на полотно — лазурная гладь воды, яркая зелень скал и небо в дымке горного тумана.
Дорога завела нас в национальный парк Ловчен и деревню Негуши. Поездку именно туда мы не планировали — просто катались по территории парка и любовались окрестностями.
В деревне Негуши мы наткнулись на лавку местного жителя, где нам довелось попробовать очень вкусный негушский сыр и пршут (черногорский деликатес из копченой свинины, вяленой на солнце). Еще мы прикупили вкусностей домой — маринованный в масле козий сыр, баночку меда и ракию — местную водку. Покупки обошлись нам в €29, что гораздо дешевле, чем в местных супермаркетах и туристических центрах.
После путешествия мы долго делились впечатлениями и пересматривали фото с панорамами Бока-Которской бухты.
Сколько это стоило
С собой в Черногорию мы брали 60 000 руб, из которых осталось всего 2 000 руб на мелкие расходы в дороге. Основные деньги ушли на магазины и рестораны, аренду машины, бензин, экскурсии и гастрономию, которую мы привозили в качестве подарка родным.
Итого, наше путешествие в Черногорию на неделю обошлось нам в 110 000 руб со всеми мелкими затратами. Мне кажется, это вполне приемлемо и даже в какой-то степени дешево для такого прекрасного отдыха. Самое главное, планировать путешествие заранее — так гораздо дешевле и выгоднее.
Общие впечатления и советы
В Черногории нам очень понравилось — люди настроены доброжелательно, даже пытаются понять наш язык, он схож с сербским.
Не очень понравился уровень обслуживания в ресторанах, многие официанты равнодушны и неохотно отвечают на вопросы, а если ты не оставляешь чаевых, то вовсе теряют к тебе интерес.
Также не понравилось тотальное курение везде.
Закона об ограничении курения в Черногории нет, поэтому курят везде — в ресторанах, детских(!) кафе, торговых центрах и даже магазинах одежды.
Было очень неприятно вдыхать чужой дым и после отмываться от въевшегося запаха сигарет.
Пляжный отдых в Черногории скуден — море холодное, пляжи галечные с жестким входом, много народа и практически нет свободных лежаков.
С ребенком я бы тоже туда не поехала.
Инфраструктура мало приспособлена для отдыха с детьми — дороги крутые, пляжи необорудованные, в местных отелях практически нигде нет бассейнов. Ну и курение — главный аргумент.
В Черногорию нужно ехать за невероятными впечатлениями от покорения гор, пробовать вкуснейшие мясные и рыбные деликатесы, восхитительное вино и свежие фрукты, а также любоваться нетронутой красотой зеленых заповедников.
А вам нравится Черногория? Как вы думаете, что еще стоит посмотреть в Черногории самостоятельно на машине?
Понравилась статья? Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы узнать о выходе новой.
Наше путешествие по черногории
В Черногории очень выгодно брать машину на длительный срок.
Если вы берете транспорт в местном прокате на весь отдых, то каждый день аренды выйдет дешевле.
К тому же вы значительно экономите на экскурсиях и такси. Стоимость групповой экскурсии от 40 евро с человека, а прокат машины от 20 евро, за день можете объехать пол страны.
Такси в аэропорту вам тоже не нужно, в сезон таксисты берут по 50 евро за поездку. Следует лишь предупредить прокатчика, что бы он привез и забрал автомобиль прямо в аэропорту.
🚗 Я в Черногории пользуюсь вот этим сайтом, на нем собраны практически все местные машины.
Следует привыкнуть к местным дорогам.
Этот пункт касается лишь неопытных водителей и тех, кто никогда не ездил по горным дорогам. На самом деле всё намного проще чем кажется.
Большинство черногорских дорог хорошего качества (качество дорожного покрытия, знаки, разметка и т.д.), но следует быть очень внимательным на горных участках, в горах встречаются камнепады (зависит от сезона), а сами дороги очень узкие.
На горных серпантинах сложно разъехаться.
И да и нет, если на дороге встретились два туриста, то будет немного сложно, но если вам на пути встретился местный житель, то разъехаться с ним одно удовольствие.
Вам достаточно притормозить, а он сам и объедет, и пропустит, и покажет как надо разъехаться.
Навигация и карты Черногории.
В век цифровых технологий бумажными картами редко кто пользуется, по Черногории можно ездить и вовсе без карт и навигатора, но местная дорожная инфраструктура не настолько информативны, как европейская, так что рекомендую иметь хоть какой-нибудь гаджет.
Некоторые достопримечательности можно отыскать исключительно по навигатору.
Ремонт и перекрытие дорог.
Вам следует быть готовым к перекрытию дорожного движения. Летом в Черногории активно строят/ремонтируют дороги, так что это вполне объяснимо, хотя и нелогично.
Опасность в том, что некоторые дороги не имеют дублёров. Вернее сказать, дублёр есть, но что бы им воспользоваться надо проехать половину страны.
Особой досадой может быть закрытие дорог в районе горы Ловчен, деревни Негуши, и знаменитого Которского серпантина.
Маршруты по Черногории.
Все маршруты на этой странице имеют старт из Будвы, так как большинство туристов (и я тоже) отдыхают именно на этом курорте.
Рекомендую в первые не ездить в горы, а покататься по побережью, так вы привыкнете к машине и к дорожной обстановке.
Не обязательно соблюдать строгую очередность описанных маршрутов (комбинируйте как вам удобно), я старался сделать их более удобными и простыми.
На автомобиле вокруг Боко Которской Бухты
Вид на город Пераст. Ширина автомобильной дороги в городе ровно на одну машину, разъезжаться со встречкой сложно, но зато как красиво
Боко Которский залив является самым красивым приморским регионом Черногории, тут есть всё что туристу нужно, от целых городов — памятников ЮНЕСКО (Котор), до крохотных и очень живописных рыбацких поселков.
Рекомендую первый день своего автомобильного путешествия по Черногории посвятить именно Боко Которской бухте.
UPD: В этом году осуществил свою давнюю автомобильную мечту — проехал всё Адриатическое шоссе от Албании и практически до границы Хорватии со Словенией.
Общая протяженность Адриатической магистрали более 600 километров, большая часть пути идёт по территории Хорватии. Имеются забавные участки дороги, когда проходишь границу с Боснией и Герцеговиной, а через 6 километров вновь въезжаешь в Хорватию.
На мой взгляд самый живописный участок из всего маршрута — это Боко Которская бухта. Конечно Сплит и Дубровник великолепны, но там нет микса природы и достопримечательностей, а в Боко-Которке есть.
Мне настолько понравилась бухта, что я сменил автомобиль на велосипед и объехал Боко Которку на велике.
Маршрут вокруг Боко Которской Бухты на карте
Общая протяженность маршрута: 125 километров.
Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день, маршрут очень интересный.
Автомобильный маршрут вокруг Боко Которской Бухты:
- Будва — Котор: 24 км
- Котор — Пераст: 12 км
- Пераст — Рисан: 5 км
- Рисан — Герцег-Нови: 25 км
- Герцег-Нови — Игало: 3 км
- Игало — Каменари: 17 км
- Каменари — Лепетане: 300 м
- Лепетане — Котор: 15 км
- Котор — Будва: 24 км
Рекомендую эту легкую автомобильную прогулку вдоль побережья, совершить в один из первых дней, вы успеете привыкнуть к машине и дорожной обстановке.
Встаем пораньше и едем из Будвы в Котор, пока там ещё нет толп туристов. Утром в Котор лучше ехать через перевал, а не через тоннель. Сразу за стадионом вам следует повернуть, дорога весьма интересна.
Котор
Практически все парковки в Которе платные, ищите свободное место, паркуйтесь и бегом в Старый город (пока Котор не оккупировали толпы туристов).
Нет желания спешить? Тогда останьтесь в Которе на ночь, вечером в уличных ресторанах очень душевно.
🏡 Я пару раз останавливался на ночлег вот в этом атмосферном отеле. Свежие номера, расположение в Старом городе и парковка рядом.
Небольшой лайфхак по Котору: если приехать утром, то подняться в крепость Иоанна будет проще, так как город находится в тени и солнце для вас не помеха. Берите бутылку воды, удобную обувь и фотоаппарат.
При наличии свободного времени, вот вам список которских интересностей:
Боко Которская бухта
Выезжаем из Котора и не торопясь едем вдоль Боко Которского залива. Можно заезжать практически в любой населенный пункт, который вам понравился. Если времени не много, то я настоятельно рекомендую обязательно побывать в Перасте и Рисане, там много чего интересного (особенно в Перасте).
От Переста можно совершить короткую морскую экскурсию к островам (остров Святого Георгия и остров Богородицы на рифе) или более длительную по Боко Которскому заливу, это отлично разнообразит вашу автомобильную экскурсию. Посмотреть на Боко Которскую бухту с моря — это Маст Си для любого туриста. А можно просто побродить по единственной улице Пераста.
На пути следования будут рестораны и кафе, рекомендую пообедать/поужинать на устричной ферме, их в Боко Которке несколько (ищите в окрестностях Пераста, и там где увидите таблички).
Герцег Нови и Игало
Следующим обязательным пунктом нашего автопутешествия является город Герцег Нови. Курорт можно осмотреть за пару часов, а можно в Херцег Нови остаться на ночь.
🏡 Нашел для себя вот эти шикарные апартаменты, с изумительным видим на море и приятными хозяевами. Есть охраняемая парковка, магазины рядом.
Интересных мест в городе достаточно, часть из которых разбросаны в разных концах городка, поэтому вот там статья (с картой) про все достопримечательности Герцег Нови.
Если свободного времени у вас много, то можно заглянуть в соседний городок — Игало. В этом небольшом городе находятся грязелечебница и институт, все желающие могут пройти курс лечения (платно), или извазюкаться в целебной грязи прямо на местных пляжах (совершенно бесплатно).
Паромная переправа Каменари — Лепетане. Паромы ходят каждые 2 минуты, паромная переправа работает круглосуточно
Паром Каменари — Лепетане
Отправляемся в обратный путь. Для сокращения пути в Будву, можно воспользоваться паромной переправой Каменари — Лепетане (далее можно ехать через Тиват, но без Котора), переправа платная 5 Евро с машины. Сама переправа является одной из достопримечательностей Боко Которской бухты, так что можно этим воспользоваться и полюбоваться видами.
Если возвращаетесь через Тиват, то обязательно загляните в люксовый район Порто Монтенегро, закажите чашечку кофе и наслаждайтесь закатом, который в этих местах великолепен. Либо просто прогуляйтесь по городу и мельком посмотрите на тиватские достопримечательности, для этой прогулки пары часов вполне хватит.
Вечерний Котор
Если времени у вас достаточно, то можно прокатиться вдоль залива (рекомендую именно этот вариант). Если на обратном пути в Будву едете вдоль залива, то обязательно загляните в Котор и полюбуйтесь на его вечернюю подсветку, посидите в одном из уличных ресторанов, которых в городе множество. Открыточный вид на Котор (отражение городской подсветки в воде образует сердечко) доступен с набережной в поселке Муо. Рекомендую, вы не пожалеете.
Из Будвы в Улцинь к Албанской границе
На юге расположен самый протяженный пляж страны — Велика плажа, его длина более 12 километров, тут же расположен остров Ада Бояна.
В этом регионе (рядом с Албанской границей) Черногория и черногорцы совершенно другие, именно по этой причине маршрут будет интересным.
Весь маршрут на юг Черногории на карте
Минимальная протяженность маршрута: 220 километров.
Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день.
Автомобильный маршрут на юг Черногории:
- Будва — Бар: 39 км
- Бар — Старый Бар: 5 км
- Старый Бар — Ульцинь: 25 км
- Ульцинь — пляж Велика плажа: 9 км
- пляж Велика плажа — остров Ада Баяна: 7 км
- остров Ада Баяна — Вирпазар: 64 км
- Вирпазар — Риека Црноевича: 25 км
- Риека Црноевича — Будва: 46 км
Ещё один простой маршрут для адаптации, который идет вдоль побережья и упирается в границу с Албанией. Это если доехать до Ульциня и тем же путём вернуться в Будву.
Если у вас имеется время, и желание проехать вдоль Скадарского озера (но дорога тут достаточно сложная), тогда маршрут можно разбить не несколько участков. Первый участок из Будвы в Ульцинь, ночёвка. Далее, проезжаем горными дорогами вдоль Скадарского озера и ночуем в Вирпазаре. В третий день, посещаем деревню Риека Црноевича. и спокойно возвращаемся в Будву.
Теперь обо всё по порядку.
Выезжаем из Будвы и без остановок (можно и с остановками, кому как нравится) едем до города Бар.
Будванская ривьера
Если время позволяет, то можно по пути заехать в Бечичи и навестить Старую Оливу. Не доезжая до курорта Пржно, можно подняться на гору Челобрдо и полюбоваться с самой лучшей смотровой площадки на прекрасный Свети Стефан. Но следует помнить про время, возможно на эти маршруты следует выделить дополнительный день.
Город Бар и окрестности
В Баре можно посмотреть на порт, пошоппиться и поехать дальше. Пляжи в городе есть, но они на любителя. Если имеется много свободного времени, то вот вам пешеходная экскурсия по всем барским достопримечательностям.
В пяти километрах от Нового Бара, есть Старый Бар, вот тут намного интересней, рекомендую не спеша побродить по древнему городу.
Рядом со Старым Баром есть ещё одна достопримечательность — старая олива. Говорят что дереву более 2 000 лет, но на вид так не скажешь. Достопримечательность платная (1 Евро за вход), найти её не очень просто, вот вам точные координаты @42.0729748,19.1083698. В Бечичи есть похожее дерево, которое примерно того же возраста, возле неё нет туристов, а посетить достопримечательность можно бесплатно.
Ульцинь и Велика пляжа
Следующая наша остановка будет в старинном городе Ульцинь. Рекомендую не торопиться в обратный путь, а остаться тут на ночевку.
🏡 Я всегда останавливаюсь вот тут, это в Старом городе. Единственный минус — машину придется оставлять возле западной крепостной стены.
Этот город сильно отличается от других приморских черногорских городов, в нём большая мусульманская община, преобладают мечети, но есть и христианские храмы.
Итак, смотрим на ульциновские достопримечательности, гуляем по Старому городу, но не купаемся на городском пляже, пляж тут маленький и перенаселенный. Рядом с Ульцинем можно искупаться на одном из частных пляжей, среди которых есть даже специальный женский пляж, тут дамы загорают голышом и мажутся лечебными грязями.
Из Улцина едем на самый большой пляж Черногории — Велика плажа, он мне немного напомнил пляжи Южного Гоа, такой же протяженный, но песок тут имеет грязно-серый оттенок.
Остров Ада Баяна
Искупаться в окрестностях Улциня можно так же на острове Ада Баяна, остров маленький и обладает широкой известностью. Именно на Ада Баяне самый большой нудистский пляж во всей Европе. Купаемся голышом и едем дальше.
Если выбрали многодневный маршрут, то вот тут подыскиваем жильё и ночуем.
Едем в Вирпазар вдоль Скадарского озера
Вот тут перед вами стоит выбор, либо ехать по уже знакомой и легкой дороге в сторону Будвы, и после Сутоморе свернуть к городу Вирпазар (платный тоннель), либо в Улцине свернуть в сторону городка Владимир, и проехать вдоль Скадарского озера (дорога тут сложнее).
Трезво оценивайте свои силы, дорога через горы весьма сложная. Про опасную дорогу вдоль Скадарского озера, и про достопримечательности, читайте по ссылке.
Город Владимир звучит громко, но на самом деле это два перекрестка и казино. Причём последнее непонятно для каких целей, я городок проехал транзитом, так что про казино никаких подробностей сказать не могу.
В чём опасности дороги вокруг Скадарского озера:
- дорога просёлочная, т.е. качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего
- очень узкая, для разъезда со встречкой есть карманы
- отсутствует искусственное освещение, ночью тут лучше не ездить
- много «слепых» поворотов, тут следует быть очень внимательным
- тут можно повстречать «шальных» водителей, некоторые по этой дороге ездят очень опасно
- живность на дороге, часто на пути бывают черепахи, змеи и т.д
Вот несколько советов, которые обезопасят вашу поездку:
- по Вирпазарской дороге не следует ездить после заката, лучше воспользоваться автомагистралью вдоль моря
- если едете со стороны горы, то пропустите того, кто едет со стороны обрыва (это всемирное негласное правило)
- перед «слепым» поворотом сигнальте, в Европе это незаконно, но может спасти от аварии
- будьте внимательны и не гоните, так как ландшафт очень сложный
Не так важно какой дорогой вы решите воспользоваться, но я рекомендую посетить Вирпазар и покататься по Скадарскому озеру на лодке, посмотреть достопримечательности, посидеть в местной конобе и т.д. Про все достопримечательности Вирпазара, читайте по ссылке.
В Вирпазаре следует остаться на ночлег. Так как жилья в городке очень мало, то его бронировать нужно заранее, особенно в высокий туристический сезон. Вот отличные апартаменты с бассейном и завтраками.
Дорога по Скадарскому озеру и к деревне Риека Црноевича выглядит вот так. Очень узко и достаточно опасно
Деревня Риека Црноевича
После Скадарского озера следует ещё одна дилемма, либо возвращаться в Будву по уже знакомой дороге (вдоль моря), либо проехать через небольшой живописный городок-деревню Риека Црноевича (самый красивый городок на берегах Скадарского озера) и далее через Цетинье (Цетинье можно проехать транзитом) вернуться в Будву.
Если вы хорошо справились с горной дорогой через Владимир, то можно ехать в деревню Риека Црноевича. Если дорога для вас была сложной, то лучше вернуться к морю, так как от Вирпазара до Риека Црноевича есть несколько серпантинов и сам путь чуть сложнее.
От Вирпазара до деревни Риека Црноевича не более километров 25, но именно этот участок пути опасней всего. Деревушку Риека Црноевича можно посетить более безопасным путём, если съехать по трассе Цетинье — Подгорица со стороны города Цетинье, тогда путь до деревни будет не более 7 километров.
На автомобиле через всю Черногорию в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня)
Ваша поездка в Черногорию будет не полной, если вы не побываете в горах. Цель этого маршрута в посещении Национального парка Дурмитор с ночевкой в городе Жабляк. Если быть честным, то на нашем пути будут и другие Национальные парки (Скадарское озеро, Биоградское озеро), которые тоже стоят вашего внимания.
В блоге есть подробный автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк, там я раскрыл тему во всех деталях.
Многие совершают поездку в Жабляк на один день, но в спешке не видят всей красоты места, мы не будем спешить и повторять их ошибок. По этой причине поездка разделена на поездку из Будвы в Жабляк и обратный путь, едем разными дорогами.
Есть более бюджетный вариант, поехать на автобусную экскурсию «Каньоны Черногории», как она проходит, смотрите по ссылке.
Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк (первый день)
План следующий: выехать из Будвы как можно раньше, проехать по части вчерашнего маршрута (смотрите выше) и посмотреть, что не успели посмотреть на Скадарском озере.
Далее нас ждет столица Черногории — город Подгорица, и дорога на север страны в конечной точке нашего автомобильного маршрута — Жабляке (там ночевка).
Наш маршрут в Жабляк на карте
Протяженность маршрута: 245 километров.
Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.
Автомобильный маршрут в Жабляк:
- Будва — Вирпазар: 43 км (через горы)
- Вирпазар — водопад «Ниагара»: 27 км
- водопад «Ниагара» — Подгорица: 7 км
- Подгорица — монастырь Морача: 47 км
- монастырь Морача — Биоградское озеро: 43 км
- Биоградское озеро — водопад Равняк: 28 км
- водопад Равняк — мост Джурджевича: 28 км
- мост Джурджевича — Жабляк: 22 км
Вирпазар
Выезжаем как можно раньше и едем к Скадарскому озеру. Из Будвы в Вирпазар есть две дороги, одна попроще через платный тоннель Созина, вторая бесплатная, интересная и горная. В этом маршруте мы едем по горам. Для этого следует повернуть вглубь страны прямо у Петроваца. В Вирпазаре можно позавтракать, покататься на лодке по озеру, погулять и отправиться дальше.
Черногорский водопаду «Ниагара»
Едем к водопаду «Ниагара», конечно до настоящей Ниагары черногорский водопад не дотягивает, но заехать можно. Будьте внимательны, черногорскую «Ниагару» можно запросто проскочить мимо, если не знать где остановиться.
Найти путь к «Ниагаре» тоже не просто, она расположена на реке Циевна, на второстепенной дороге. После того как проедете поворот на аэропорт Голубовицы будет мост через реку Циевна, после моста сворачивайте и поезжайте вдоль реки. У водопада имеется ресторан с неторопливым сервисом.
Подгорица
Следующая остановка — Подгорица, тут можно посмотреть на Старый город, мост Миллениум, памятники Высоцкому и Пушкину, пошоппиться в столичных моллах и поехать далее. Многие вообще столицу проезжают транзитом, в этом есть своя правда, так что выбор за вами.
Каньон реки Морача
Дорога вдоль каньона реки Морача приводит нас в монастырь с одноименным названием. Не доезжая до монастыря есть река Мртвицы, обязательно прогуляйтесь по каньону реки Мртвицы, тут очень красивые места (координаты въезда 42.705212 19.374902). Далее, осматриваем монастырь Морача и едем далее.
По пути в нац. парк Биоградское озеро
На пути в Национальный парк Биоградское озеро будет город Колашин, при наличии свободного времени можно его посетить, но если проедете мимо, то практически ничего не потеряете.
Едем в Национальный парк Биоградское озеро, гуляем и отправляемся дальше. Проезжаем город Мойковац, опять же при наличии времени и желания можно там побывать.
По пути в нац. парк Дурмитор
Направляемся в сторону ещё одного Национального парка Черногории, на этот раз это парк Дурмитор и наша конечная цель поездки городок Жабляк. Весь дальнейший путь лежит вдоль каньона реки Тара, тут достаточно живописно. На пол пути к Жабляку можно сделать остановку у водопада Равняк и пообедать в одноименном ресторане (готовят долго, но вкусно).
Мост Джурджевича
Не доезжая до Жабляка сворачиваем чуть в сторону и любуемся видами моста Джурджевича. Можно покататься на ЗипЛайне (зиплайны есть и в других местах Нац. парка), так же есть возможность осуществить сплав на кайаках (рекомендую), но это для тех, кто едет в Жабляк на несколько дней.
Жабляк
Приезжаем в Жабляк. Что бы не терять время на поиски жилья, заранее его бронируем. Тут важно слово заранее, так как на хорошие варианты спрос есть.
Из комфортных мест размещения рекомендую вот эти уютные домики (Vile Calimero), они построены в стиле альпийских шале с камином и домашней атмосферой.
Домики расположены чуть в стороне от центра города, но в пешей доступности. Есть бесплатная парковка, бесплатный WiFi, кофеварка и т.д. И что самое важное, в комнатах уютная, домашняя обстановка, а не чувство отельного номера. Этот вариант отлично подойдет для больших компаний или семей с детьми, есть домики на 7 человек.
Нужен дом в глуши, тогда рассмотрите вот этот. Очень чистые комнаты, в стороне от центра (но какая разница, вы же на машине), есть бесплатная парковка, полноценная кухня. Если надо, то хозяйка всё подскажет и расскажет.
Заселяемся, и если силы после дороги остались, то можно отправиться на Чёрное озеро (в 2‑х километрах от Жабляка), для самых стойкий (или самых упертых) можно подняться на утес Чуровац (закаты тут чудесные) и т.д.
Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву (второй день)
План на этот день следующий: проснуться пораньше, погулять по окрестностям и отправиться обратно в Будву. Поедем другим маршрутом, который тоже обещает быть интересным.
Одной из главных целей нашей сегодняшней автомобильной поездки — посещение монастыря Острог, попутно можно посетить менее знаменитые святыни.
Маршрут из Жабляка в Будву на карте
Протяженность маршрута: 286 километров.
Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.
Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву:
- Жабляк — плотина Пивского озера: 61 км (через горы Нац. парка Дурмитор)
- плотина Пивского озера — Пивской монастырь: 24 км
- Пивской монастырь — Никшич: 51 км
- Никшич — монастырь Острог: 25 км
- монастырь Острог — Даниловград: 30 км (по трассе М18)
- Даниловград — монастырь Дайбабе: 26 км
- монастырь Дайбабе — Вирпазар: 26 км
- Вирпазар — Будва: 43 км
Проведя одну ночь (две, три и т.д.) в Жабляке двигаемся в обратный путь. В Будву поедем другой дорогой, что бы увидеть как можно больше красивых мест и достопримечательностей.
Пивское озеро, плотина и монастырь
Одна из техногенных достопримечательностей рядом с Национальным парком Дурмитор — это искусственное озеро (Пивское водохранилище) и огромная плотина на нём. Если вам повезет и горная дорога через Национальный парк Дурмитор будет открыта для движения (следует уточнить заранее), то вы увидите красочные виды и сэкономите время в пути. Сама дорога не очень сложная, дорожное покрытие пригодное для любой машины.
Возле Пивского озера следует повернуть направо и ехать вдоль воды не более 15 километров. Плотина на Пивском озере считается самой большой в Европе, и действительно её размеры впечатляют (высота более 200 метров).
Разворачиваемся и двигаемся на юг, проезжаем Плужине, в нескольких километрах за ним будет Пивский монастырь. После Пивского монастыря рекомендую сделать остановку в Никшиче, размять ноги и погулять вдоль озер. Если вы живете в Боко Которской бухте (Герцег Нови, Тиват, Котор и т.д.), то можно прямо от Никшича проехать в Боко Которску, маршрут следующий: Никшич — Грахово — Рисан.
Монастырь Острог
Следующая остановка — монастырь Острог. Монастырь Острог является обязательным местом для посещения, вне зависимости от вашей религиозной принадлежности, место уникальное и светлое.
Если вы побаиваетесь этой дороги-серпантина. которая ведёт к верхнему монастырю (многие не рекомендуют по ней ехать не опытным водителям), то можно подняться на маршрутке, но мне кажется что страхи про эту дорогу сильно преувеличены. Вот подробная статья про дорогу к монастырю Острог.
Ходит легенда, что всех путников на этой дороге охраняет сам Василий Острожский, который является основателем монастыря, так что ничего плохого на этой горной дороге случиться не должно.
Монастырь Дайбабе и Подгорица
Далее едем в сторону Подгорицы, проезжаем столицу транзитом и заезжаем в достаточно интересный монастырь с забавным названием — монастырь Дайбабе. Если времени хватает, то можно и столицы уделить немного внимания.
Цетинье или Ловчен
Тут следует отметить: вы можете из Подгорицы поехать (через Цетинье) в Национальный парк Ловчен. Однако, я рекомендую выделить на Ловчен, отдельную поездку. По ссылке можно посмотреть, что из себя представляет нац. парк Ловчен, и как там проходят групповые экскурсии.
Далее, едем уже знакомой дорогой через Вирпазар и платный туннель, но можно (если не очень устали) и по бесплатной дороге через горы.
Черногорские пляжи на автомобиле
Нет никакого смысла ездить на доступные для всех туристов пляжи будванской ривьеры, там как правило всё предсказуемо (много народу, шумно и всё по-туристически).
Так что рекомендую выделить свободный день и пройти самые красивые будванские пляжи пешком.
Учитывая всё вышеперечисленное, предлагаю вашему вниманию ещё один маршрут по Черногории. На этот раз предлагаю прокатиться по менее доступным, для безмашинных туристов пляжам, хотя и там тоже будет полно отдыхающих.
Маршрут пляжи Черногории на карте
Протяженность маршрута: 120 километров.
Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.
Автомобильный маршрут пляжи Черногории:
- Будва — пляж Яз: 6 км
- пляж Яз — пляж Трстено: 4 км
- пляж Трстено — пляж Плоче: 2 км
- пляж Плоче — пляж Бигово: 25 км
- пляж Бигово — пляж Голубые горизонты: 19 км
- пляж Голубые горизонты — пляж Крашичи: 5 км
- пляж Крашичи — пляж Росе: 10 км
- пляж Росе — пляж Жаница: 10 км
- пляж Жаница — пляж Миришта: 1 км
- пляж Миришта — Будва: 42 км
Особо рассказывать про этот маршрут нечего, забиваете координаты в навигатор и едете по всем пляжам. Я постарался включить в этот список самые интересные и менее туристические пляжи (хотя это не про черногорские пляжи, они все туристические).
Дороги по данному маршруту разные, часть пути пролегает по автомагистралям, есть и совсем проселочные, но очень симпатичные (в основном на полуострове Луштица).
Пляжи возле Будвы
Старт маршрута, как всегда из Будвы, ближайший пляж по нашей легенде — пляж Яз. Пляж достаточно большой и при этом рядом с ним нет слишком крупных туристических поселений, самый ближний населенный пункт — Будва. Покрытие пляжа — крупная галька, есть вся туристическая инфраструктура и платная парковка.
Едем дальше, а дальше пляж Трштено. Пожалуй это лучший песчаный пляж возле Будвы, он совсем небольшой так что может быть переполнен. Пляж Трштено отлично подойдет для автотуристов с детками, вход в воду пологий, пляж расположен в укрытой бухте, а это значит отсутствие сильных волн. Покрытие пляжа — песок, есть вся туристическая инфраструктура и переполненная бесплатная парковка.
Следующий пляж Плоче, тут можно зависнуть на долго, пляж является излюбленным местом для автотуристов и туристов из Будвы (сюда можно добраться на общественных автобусах). Пляж большой и имеет хорошую инфраструктуру, тут есть даже специальные бассейны (детские и взрослые), так что купаться можно в любую погоду. Покрытие пляжа — галька + привозной песок, есть вся туристическая инфраструктура и бесплатная парковка.
Пляжи на полуострове Луштица
Перед тем как въехать на полуостров Луштица, можно заглянуть на маленький пляж Бигово, который расположен в одноименном поселке. Пляж бетонный со скалистыми участками, расположен в уютной бухте, особо долго тут задерживаться не стоит. Покрытие пляжа — бетон, туристическая инфраструктура отсутствует, паркуйтесь где увидите свободное место. Если посмотреть на карту, то можно заметить, что этот пляжик расположен совсем не по пути, ехать туда или нет решайте сами.
Въезжаем на полуостров Луштица и первый достойный для посещения пляж — это пляж Голубые горизонты (Plavi Horizonti), он расположен в заливе Траште (там же где и пляж Бигово, только с другой стороны залива). Пляж от «большой воды» укрывает уютная скалистая бухта, а вокруг сосновые и оливковые рощи. Пляж Голубые горизонты отлично подойдет для автотуристов с детьми, тут песочек и пологий вход в воду. Покрытие пляжа — песок, есть вся туристическая инфраструктура и парковка.
Следующий пляж на полуострове Луштица, который можно посетить — это пляж Крашичи. Пляж расположен в Боко Которской бухте, таким образом волнение моря на нем меньше. Пляж Крашичи сильно проигрывает пляжу Голубые горизонты, ведь тут практически вся пляжная линия залита бетоном. Покрытие пляжа — бетон, есть вся туристическая инфраструктура и парковка.
Ещё один бетонный пляж в Боко Которской бухте — это пляж Роси. Пляж Роси расположен в одноименной рыбацкой деревне, которая выросла до небольшого курортного поселка, но не стоит в этом месте рассчитывать на высокий сервис. Покрытие пляжа — бетон, самая необходимая туристическая инфраструктура присутствует.
Вот мы и приехали на самый популярный пляж полуострова Луштица, а может быть и всей Черногории — это пляж Жаница. Пляж омывается водами Адриатического моря, а не Боко Которской бухты, от моря пляж спрятан в уютной и очень зеленой бухте. Вода в этом месте имеет красивый бирюзовый оттенок, который её дарит мелкая светлая галька. От пирса отправляются морские такси и экскурсионные лодки, на которых можно посетить: остров Мамула, Голубую пещеру и т.д. Покрытие пляжа — мелкая галька, в некоторых местах бетон, вся необходимая туристическая инфраструктура присутствует, есть места для парковки. На пляж Жаницу возят групповые экскурсии, так что следует быть готовым к обилию отдыхающих.
Последним пляжем в нашей поездке будет небольшой пляж Миришта. Пляж расположен по соседству с пляжем Жаница, при желании можно дойти пешком. Берег вокруг пляжа утопает в зелени, но пляж частично бетонный. Вода в море может показаться слишком холодной, виной тому служат родники, которые сильно охлаждают прибрежные воды. Покрытие пляжа — бетон и галька, необходимая туристическая инфраструктура присутствует, можно найти место для парковки.
На автомобиле в Национальный парк Ловчен и прекрасные виды на Котор
Ваше автопутешествие по Черногории будет не полным, если вы не побываете в Национальном парке Ловчен и не полюбуетесь видами на которскую гавань с высоты птичьего полета.
Маршрут этого дня не очень продолжительный (не более 130 километров), но из-за сложности ландшафта (горы и холмы), ехать придется с особой осторожностью.
Маршрут в Ловчен на карте
Протяженность маршрута: 122 километра.
Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.
Автомобильный маршрут в Национальный парк Ловчен:
- Будва — крепость Космач: 16 км
- крепость Космач — Цетинский монастырь: 16 км
- Цетинский монастырь — Цетинье: 2 км
- Цетинье — мавзолей Негоша: 20 км
- мавзолей Негоша — село Негуши: 14 км
- село Негуши — серпантин в Котор: 16 км
- серпантин в Котор — крепость Гораджа: 6 км
- крепость Гораджа — Котор: 9 км
- Котор — Будва: 23 км
Крепость Космач
Выезжаем из Будвы и двигаемся в сторону Цетинье, на пути можно посетить австрийскую крепость Космач (постройка 1841-50 годов). Для любителей исследовать фортификационные сооружения, крепость Космач подойдет идеально, она хорошо сохранилась и в то же время имеет боевые шрамы.
Добраться до крепости не так уж и сложно, как это может показаться изначально. Мы едем из Будвы в Цетине, после затяжного подъема (над побережьем) дорога начнет уходить левее в горы, въезжаем в село Браичи (тут можно припарковать машину и до форта дойти пешком). Сбавляем скорость и ищем небольшой туристический указатель (поворот направо указатель коричневого цвета), сворачиваем и едем по узкой дороге (покрытие асфальт, но дорога так себе).
Проехав поселок дорога становиться ещё хуже, да к тому же раздваивается, нам нужна та что идет на право с сильным уклоном (больше похожа на тропу). Дальше ехать не стоит, паркуемся и идем пешком (не более 5 минут), припарковаться можно и на магистрали у селения Браичи, тогда пешком не более 15 минут.
Цетинье
Далее едем в Цетинский монастырь. Про Цетинский монастырь писать много не буду, никаких сложностей с его посещением возникнуть не может, слишком туристическое место. Грех быть в Цетинье и не погулять по городу, ведь это бывшая столица Черногории. Обязательно посетите главную улицу города и загляните в какой-нибудь музей. Собственно, вся жизнь в городе протекает на этой улице, тут и рестораны, и магазинчики, а рядом все достопримечательности.
Национальный парк Ловчен
Из Цетинье едем в Национальный парк Ловчен, въезд платный, плата взимается с машины. В самом Нац. парке есть несколько дорог и не так важно по какой из них вы проедете. При наличии времени стоит объехать Наиональный парк Ловчен по кругу и полюбоваться видами.
Следует быть внимательным с навигаторами и прочими гугл картами, они в этой местности могут врать. Обратите внимание на скан карты к этой части поста, на ней гугл мапс (по непонятной причине) не дал мне проложить прямой путь из Ловчена в Котор (по знаменитому которскому серпантину), настойчиво направляя ехать в объезд через Цетинье.
У мавзолея Негоша оставляем машину и топаем вверх по ступенькам, ступенек очень много, но и виды открываются красивые. Вход в мавзолей платный, но если вы не большой фанат Негоша, то во внутрь можно и не ходить.
Следующим обязательным пунктом нашей автомобильной экскурсии по Национальному парку Ловчен будет село Негуши (созвучно с Негошем, но это разные вещи :)). Село Негуши знаменито своим пшрутом (вяленным мясом), говорят что именно в этом месте продукты самые лучшие. Тут я ничего комментировать не буду, сами выбирайте, место очень туристическое и входит в состав групповых экскурсий по Ловчену.
Которский серпантин
Закупились у местного населения вином, сыром, пшрутом, пообедали и поехали в сторону Котора. Но торопиться не стоит, а стоит внимательно выбрать место для селфи на фоне которской бухты, лучшие фотки получаются с которского серпантина, хотя там много мест с хорошими видами.
Далее едем вниз по серпантину и не забываем про селфи. Вот тут гугл карты не дали мне проложить маршрут (на карте есть разрыв), но едем по серпантину вниз.
Спуск в Котор не настолько страшный как его описывают, да тут очень узкие дороги, да тут крутые повороты, так называемые «шпильки» (поворот на 180 градусов), но со встречкой разъехаться можно. Есть две основные опасности этого серпантина, потрясающие виды и монотонность дороги. Будьте внимательны.
Если вы хотите посетить ещё одну крепость и на улице ещё светло, то сверните в сторону и совсем рядом будет крепость Гораджа. Сохранность у этого оборонительного сооружения отличная, подъезд на машине хороший, вход бесплатный.
Вечерний Котор
Последняя точка нашей сегодняшней экскурсии — это вечерний Котор, не поленитесь и загляните в город, вечером он особенно очарователен, нет толп туристов, зато есть уютные кафе, маленькие рестораны в Старом городе и огромное количество которских кошек, которые по вечерам тоже любят гулять по своему родному городу.
Вот и завершился очередной увлекательный день (отпуск) в Черногории, благодаря автомобилю мы провели его интересно и динамично. Возвращаемся в Будву и вспоминаем этот день, этот отпуск, эту замечательную, приветливую Черногорию.
Фотографии к посту принадлежат: Nick Savchenko / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.
Путешествие по Черногории на машине
Продолжаю свой рассказ о нашем отдыхе в Будве (начало – здесь).
Для поездки на север Черногории мы решили арендовать машину. Нам хотелось посмотреть знаменитые каньоны Черногории, но только не с экскурсией, а в своем режиме.
Аренда машины в Черногории
Самый популярный онлайн-сервис бронирования автомобиля в Черногории – Myrentacar. Фирма основана нашим соотечественником и работает напрямую с местными прокатными конторами, что позволяет предлагать низкие цены на аренду и депозиты. При заказе авто оплачивается 20% от стоимости заказа, остальная сумма – когда берете машину. Все формальности сведены до минимума.
Никаких кредитных карт от нас не требовали, депозит на карте не блокировали, мы просто оставили залог 100 евро, когда брали машину. А когда бронировали в других фирмах, бывало, ждали «разморозки» депозита больше двух недель уже после сдачи авто.
Мы получили ровно ту машину, что и заказывали на сайте (а не такого же класса, как это зачастую встречается у других прокатных контор). При заказе машины на сайте показывается конечная сумма, без скрытых сборов и налогов. Ровно эту сумму мы и заплатили.
В некоторых отзывах рекомендовали для поездок по Черногории брать кабриолет, потому де, что эта страна как нельзя лучше подходит для поездок с ветерком на открытой машине. И не только из-за климата, но и из-за цен. Мы приценились – действительно, доступно. И в итоге взяли кабриолет BMW 320, 2006 года выпуска. Стоимость аренды за день составляла 54 евро.
В назначенный день в 9 утра мы встретились с сотрудником прокатной конторы (русским), он отвез нас на парковку, рядом с которой располагался их офис. Там мы оформили документы, сфотографировали царапины на машине, потренировались открывать/ закрывать крышу кабриолета.
Сотрудник спросил, есть ли у нас в Будве парковка. Если нет, то можно было ставить машину на их парковке. Мы ответили, что ночуем в горах в Жабляке и приедем завтра вечером. Прокатная контора работала до 8 часов вечера. Сотрудник сказал, что если мы не вернемся до этого срока, то можем оставить машину на парковке, а утром принести ключи и забрать залог в 100 евро.
Кабриолет BMW 320, плюсы и минусы
Не скажу, что осталась в восторге от путешествия на кабриолете. Мне кажется, было больше неудобств, чем достоинств. На большой скорости сильно сквозило. Возможно, летом обдувание ветерком – это здорово, но в конце сентября в кабриолете было не слишком комфортно. А чтобы закрыть крышу машины, приходилось останавливаться.
Еще одно неудобство: кабриолет заметно ниже обычной машины, так как предполагает езду на большой скорости. А я люблю сидеть высоко, чтобы было больше видно (идеально – из окна высокого автобуса).
Но вот в чем оказалось преимущество кабриолета: когда мы ехали по тесному ущелью с нависающими скалами, у меня был отличный обзор верхней части скал и возможность фотографировать окружающие нас со всех сторон красоты. Для поездки по панорамным дорогам кабриолет оказался превосходен. Так что в сухом остатке я как пассажир получила повышенную порцию удовольствия от созерцания горных пейзажей.
В любом случае, это был полезный опыт. И, действительно, проехаться по Черногории на кабриолете вышло недорого и оставило в памяти много прекрасных картин. Хоть раз в жизни надо попробовать. Но лучше – летом. Думаю, летом в Черногории кабриолеты нарасхват.
Наш маршрут по Черногории на машине
Нитка маршрута: Будва — Цетине — Никшич — Плужине — Трса — Жабляк — мост Джурджевича — Колашин — Вирпазар — Будва
От Будвы мы поднялись в горы и сделали часовую остановку в Цетинье, первой столице Черногории. Чудесный городок, застывший в 19 веке, производит впечатление декораций. И само место очень красивое, неспроста там сформировался столичный город.
Вид на Цетинье с Орлиной горы
На улицах Цетинье
Зашли в Цетинский монастырь, где хранится десница Иоанна Крестителя, поднялись на холм (Орлиную гору) рядом с монастырем.
Потом поехали на север. Горы сменились широкой равниной, в центре которой лежит современная столица Черногории – Подгорица. Объехали Подгорицу с запада.
Перед городом Никшич (примерно за 20 км до него) был поворот направо на самый знаменитый монастырь Черногории – Острог, но мы по времени не укладывались и поэтому проехали мимо. К тому же, к монастырю ведет очень крутой серпантин, говорят, не всякая машина его одолеет.
Миновали Никшич, большой индустриальный город. Туристам он знаком в первую очередь тем, что там варят пиво Niksicko, самое популярное пиво в Черногории.
Около Никшича нас остановил полицейский, проверил права. Муж показал наши (российские) права, ими полицейский и удовольствовался, международные права не спрашивал.
Кстати, в Черногории, так же, как у нас, встречные водители мигают, предупреждая о дорожной полиции.
От деревни Jasenovo Polje дорога раздваивается. Правая, по Р5 – более короткая. По ней до Жабляка всего 59 км. А левая, по Е762 и Р14 — через Плужине, Пивское водохранилище и перевал Седло — красивая. По ней до Жабляка 90 км.
Мы поехали по второй. Действительно, от Плужине до Жабляка (точней, до выезда на трассу Р5) красота стояла неимоверная.
В Жабляке заночевали.
Первую половину следующего дня провели в национальном парке Дурмитор.
Оставив машину на стоянке в Иван-По, сходили к Черному озеру и обошли его по кругу.
Потом подъехали к парковке под горой Чуревац и по тропе дошли до вершины.
Оттуда открывается роскошный вид на каньон реки Тара.
Обед у нас был в кафе рядом с мостом Джурджевича.
Прогулялись по мосту, полюбовались Тарой с этого ракурса.
Потом долго ехали вдоль Тары по живописному тесному ущелью с высокими скальными стенами.
Завернули в город Колашин. Жабляк и Колашин – главные горные и горнолыжные курорты страны. Колашин чисто внешне понравился больше, он просторней и оживленней.
Главная площадь Колашина покрыта своеобразным паркетом
Дальше дорога шла по ущелью реки Морача, узкому, с высокими скальными стенами.
Останавливались на смотровых.
Подгорицу на этот раз мы объехали с восточной стороны.
Уже в сумерках краешком зацепили Скадарское озеро – в городе Вирпазар.
По платному туннелю выехали на побережье в районе Петроваца и далее уже двигались по трассе вдоль берега.
На парковку в Будву прибыли около 8 вечера. Сотрудник прокатной конторы нас дождался. Процесс сдачи прошел быстро. На сайте было написано, что если мы сдаем машину не в рабочее время (раньше 8 утра или позже 8 вечера), то будет доплата. Никаких доплат с нас не взяли, хотя сдавали авто уже после 8 вечера. Сорудник отдал нам залог, мы поделились своими впечатлениями, простились и пошли домой. Общение было очень приятным, процесс получения и сдачи машины — быстрым и легким.
Впечатления от поездки
Наше путешествие по Черногории было коротким, но насыщенным. Было бы больше времени, можно было бы еще на ночь или две задержаться в Жабляке, подняться на Боботов Кук, высшую точку Дурмитора – 2522 м, сходить на Савин Кук или подняться туда на кресельном подъемнике. Еще ночь взять в Колашине, там сходить на Биоградское озеро. Можно было бы и в монастрыь Острог подняться, и на Скадарском озере остановиться и взять прогулку на кораблике по озеру. Впрочем, до них и от Будвы недалеко, можно съездить одним днем или взять экскурсию в Будве.
Самое большое впечатление произвела дорога от Пивского водохранилища до Жабляка через перевал Седло. Просто запредельная какая-то красота! Также очень понравилась дорога вдоль каньона Тары от моста Джурджевича и дорога по узкому ущелью вдоль реки Морачи.
На север Черногории есть однодневные экскурсии («Каньоны» и «Гранд каньоны»), они проходят примерно по нашему маршруту и пользуются большой популярностью. Но одним днем получается скомкано. Если есть возможность, лучше взять машину. Если нет, выбирайте экскурсию, которая проходит через перевал Седло и Пивское водохранилище.
Индивидуальные экскурсии с посещением парка Дурмитор
По поводу дороги в горах. Когда мы изучали маршрут и читали отзывы, то мнения о сложности дороги расходились. Кто-то писал, что дорога неприятная, с множеством крутых серпантинов и темных туннелей. Кто-то наоборот успокаивал, что ничего страшного там нет. Нам дорога не показалась страшной. Был крутой подъем от Пивского водохранилища на перевал с серпантинами, но ничего такого уж экстремального. Там часто встречаются карманы для разъезда с встречными машинами, и мы довольно быстро преодолели этот подъем.
Туннели — да, неосвещенные, но короткие.
Дороги в целом хорошие. Лишь раз встретился небольшой, около 7 км, участок грунтовки (когда мы подъезжали к пику Чуревац), и то потому, что основная дорога ремонтировалась.
Так что очень рекомендую проехаться по стране на машине, тем более, что процесс аренды машины в Черногории максимально упрощен.
Нам понравилось бронировать машину через Myrentacar. Понравилось общение с представителем прокатной конторы.
Агрегатор Myrentacar работает пока только в нескольких странах (Черногория, Чехия, Россия, Болгария, Грузия, Кипр). Если соберемся в эти страны, знаем, где арендовать машину в следующий раз.
Следующий рассказ посвящен подробному описанию дороги в Жабляк через Плужине и перевал Седло.
Источник https://dorogi-ne-dorogi.ru/crnagora/chto-posmotret-v-chernogorii-samostoyatelno-na-mashine-sovety.html
Источник https://in-trips.ru/blog/na-avtomobile-po-chernogorii-luchshie-avtomobilnye-marshruty.html
Источник https://putevye-istorii.ru/puteshestvie-po-chernogorii-na-mashine/